английский - это быстро?
Представьте, что вы хотите пойти работать разработчиком. Вполне выполнимая задача, хотя в наши времена и непростая, не так ли?

А давайте усложним её раз в 10 или 15. Например, чтобы найти первую работу – нужно быть сразу senior! Как вам? Выглядит реальным? Давайте ещё чуть-чуть сверху сложности накинем, а то как-то простовато. Как на счёт того, чтобы senior вы были ну скажем по оценке Amazon или Google?

Вы ещё здесь? Любите пострадать? Давайте последнее усложнение. Скажем senior надо быть сразу. Junior и Middle вещи, задачи, уровни вообще запрещены и наказуемы. Если вы только начали и сделали что-то на уровне junior – вас осуждают.

А теперь поменяйте “пойти работать разработчиком” на “освоить английский”. А Senior мы сменим на С1 – Advanced. И, к сожалению, будем невероятно точны. Именно так и работает школьная, частная и любая система обучения английскому.

Какой самый популярный вид ролика про изучение английского?

  1. Как строится предложение в английском? - неа
  2. Может как рассказать о себе или заказать еду? - мимо
  3. Возможно как научится применять самые распространённые времена? - пфф

Самый популярный тип контента про изучение английского – для Advanced:
  1. Как строится Perfect.
  2. Пять C1 синонимов к слову Beautiful.

И ладно бы ещё было в видео: “Вот вам синонимы, хотите - пользуйтесь”.
Нееееет, преподаватели английского так не делают. Их же формулировка: “НЕ ГОВОРИ Beautiful сразу выдашь А1”.

В их мировосприятии нельзя быть Junior – это стрёмно, неправильно, надо быстрее отмыть и забыть.

И у всей это идеи, привычки, стратегии, как угодно назовите, появляется совершенно отвратительнейший эффект – страх ошибки. Ощущает его человек или нет – это другой вопрос. Но он начинает выражаться следующими вариантами:

  1. Человека постоянно начинает волновать “правильно он сказал” или нет.
  2. Человек несколько раз перечитывает слова или тексты, прежде чем рискнуть говорить.
  3. Человек молчит в группе, вместо того, чтобы говорить.

Согласно Alice M. Isen (1984) ,"The Influence of Positive Affect on Decision Making and Cognitive Organization", позитивные эмоции сильно повышают когнитивные способности, которые невероятно важны в осваивании такой сложной материи как английский. Тогда как критика и боязнь ошибок убивают работу мозга.

Преподавание английского

Все уже согласны, что школьный учитель: “ЗВУК МЕЖДУ ЗУБОВ ПРОВОДИ” – кринж. Но так ли отличается преподавание для взрослых?

Безусловно, взрослому учитель не сможет сказать в такой форме – сразу получит “профессиональную” травму – удар по лицу, поэтому форма более мягкая, вот пара из тех, что говорили мне.

Препод 1: Да, Игорь, спасибо. Вот здесь нужно другое время, здесь лучше использовать такое слово, а вот тут has вместо have.
Препод 2: Ну смотри in здесь нельзя, надо at. Many только в таких-то случаях, тут much.

Форма помягче, но суть точно та же самая. Ты сказал НЕПРАВИЛЬНО, ты ошибся. И каждая такая фраза заставляет в следующий раз думать вдвое больше. Можно ли тут это использовать или снова скажут: “Тут надо было иначе”?

Всё это рождает отвратительный эффект – страх говорить и практиковаться. Каждый разговор на английском организмом воспринимается как сильный стресс и организм забирает “мотивацию”, всячески отговаривает и находит иные занятия.

И процесс изучения превращается в долголетнюю и отвратительную задачу. “Накопить злости, чтобы пройти очередной курс на полгода и снова бросить на год”.

С таким подходом вы абсолютно никогда не освоите язык. Запомните это. Пока что-то критически не изменится, вы останетесь в этом цикле навсегда.

Как выйти из цикла?

Для начала надо “вылечиться” от страха ошибаться. Скорее всего он у вас уже есть и его придётся убирать.

Я вижу уровни изучения английского так:

Базовый -> Fluent -> C1-C2 и прочее
Базовый - это путешествия, поболтать в аэропорту.
Fluent - это 90% задач. Почти любая работа, жизнь, учёба.
C1, С2 - политика, филология, высокие уровни на языковых экзаменах

Большинству людей никогда не понадобится C1 и C2. И даже B2. Вы наверняка слышали про эксперименты, которые проводились, когда нейтивам давали экзамены на уровни английского языка. И подавляющее большинство даже на C1 не сдавали.

Вспомните свой балл по русскому в школе или ВУЗе. У меня было 63 из 100. Не припоминаю, чтобы меня не наняли, уволили или что-то подобное за “несовершенный русский”

Скорее всего всё, что нужно для базового у вас давно есть: годы школы, ВУЗа и англиканизмов в жизни должны были оставить.

Базовый – это буквально слов 300-500. Понимание, что в английском есть обязательная структура предложения, может поверхностное знание времён. Пару фраз собрать можете.

Fluent – 1000 слов и больше. Почти полное отсутствие стресса. Хорошие навыки speaking и listening. Уверенное использование Present, Past, Future Simple. Если ещё и в Continuous умеете – это даже больше, чем надо.

Если дальше вы не удовлетворяетесь этим уровнем и хотите, допустим, сдать IELTS для гражданства или просто любовь к сертификатам – на здоровье. Разница лишь в том, что вы можете попытаться сразу стать senior, либо всё же пройти путь junior->middle->senior.

На уровне Fluent у вас уже нет проблем с коммуникацией. Вы спокойно нанимаете англоязычных сотрудников, коучей, менторов и прочих. Устраиваетесь и работаете. Спокойно набираете себе практику языка. В такой ситуации даже целенаправленные силы можно не тратить на освоение уровня.

За счёт практики вы получите всё.

Почему Fluent - это быстро?

Повторюсь: Fluent – 1000 слов и больше. Почти полное отсутствие стресса. Хорошие навыки speaking и listening. Уверенное использование Present, Past, Future Simple. Если ещё и в continuous умеете – это даже больше, чем надо.

Я специально взял заметные, крупные курсы. Преподаватели с этих курсов говорят очень здравые вещи. Про важность говорить как угодно, малую важность времён и прочего, но стоит мне посмотреть даже на содержание их курса, то я вдруг вижу то, что вы видите выше.

Их волнует:
  1. Знаете ли вы все времена английского.
  2. Какой у вас уровень A2-B1.
  3. Сколько баллов на IELTS вы наберёте?
  4. “Правильно” ли вы произносите букву t.
Примеры содержания курсов у крупных преподавателей и школ
Что они говорят на интервью
Если кто-нибудь попросит меня опубликовать “содержание курса”, я покажу вот такое:
  1. Speaking истории.
  2. Listening подкаст про IT.
  3. Speaking крокодил.
  4. Listening сериал про маркетинг.
  5. Фразовые глаголы.
  6. Speaking job interview.
  7. Listening сериал Офис.

И дело далеко не только в том, что мы много говорим и слушаем. На занятиях с преподавателями тоже много коммуникации. Вопрос лишь в том, что в конце занятия с ними вы получаете порцию: “А вот так говорить было нельзя”.

Всё, что важно для того, чтобы получить Fluent в языковом коучинге – не правильность. Совершенно не она. А ПОНЯТНОСТЬ. Понятно ли, что вы говорите и хотите получить.

Начинать править ошибки, неточности можно тогда, когда вы говорите уже без проблем, когда 70% вашего мозга не тратится: “А как же мне построить это предложение”. И это происходит гораздо дальше, чем этап Fluent.

Сначала вы начинаете свободно говорить, а потом “причёсываете” вашу речь и только если хотите. Потому что 80% англоговорящего мира не запаривается над этим. А вам оно надо?